gravatar

#соразвит14 / Тема 1. «Стая птиц» или Коннективистская организация


Столько пришлось обдумать, переварить, прежде чем я смогла взяться за этот пост. В моей голове он сложился еще прошлой ночью, но сегодня  с утра я поняла, что не хочу писать в блоге, который выбрала для этого ранее, поэтому завела новый, точнее реанимировала когда-то начатый, но об этом позже…
А сейчас к вопросам первой темы  курса "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие": «Стая птиц».
Речь, конечно же, не о птицах, а о людях, точнее о сообществах и группах людей. Потому что наше поведение в сообществе похоже на поведение птиц. Они свободны: прилетают-улетают, могут улететь куда угодно, но полетят лишь все вместе, стаей. В стаю они всегда возвращаются, приносят добычу, информацию, потому что только в стае могут выжить и вырастить потомство, а мы можем развиваться в сети.
Прежде чем ответить на вопросы темы я прочла статью Константина Бугайчука "Сетевые сообщества: подход к участию с позиций коннективизма", изучила Материалы вебинара "Коннективизм как теория обучения", посмотрела ВСТУПЛЕНИЕ к Теме 1 Курса от Ивана Травкина и видео Владимира Николаевича Кухаренко, рассказывающем о коннективистских курсах. А так же познакомилась с многочисленными постами коллег на эту тему, приняла участие в обсуждении в скайпе, другие посмотрела в записи (Спасибо коллегам за такую возможность!).
Из всего услышанного и прочитанного многое узнала и сделала некоторые выводы.
«Коннективизм - это теория обучения, которая была развита канадскими учеными Джорджем Сименсом (George Siemens) и Стивеном Даунсом (Stephen Downes).
Авторы теории называют коннективизмтеорией обучения в цифровой век”. Основное положение: обучение - это процесс “связывания специализированных узлов, источников информации”, то есть процесс становления сети. Коннективизм охватывает все типы возникающих в процессе обучения связей, не выделяя какие-то из них особо. Это могут быть как связи между нейронами в человеческом мозге, так и социальные связи между участниками сети, либо вовсе абстрактные связи между идеями, которые участники выявляют в процессе своего обучения». Из блога Юлии Травкиной, коротко и внятно.
Группы, сообщества, сети.  "Группы требуют единства, сети требуют разнообразия. Группы требуют согласованности, сети требуют автономии" (в посте 2006 года "Groups vs.Networks" ).
Группы создаются и развиваются по определенному плану, под координацией руководителей, сети - напротив не имеют ни плана, ни цели. Чтобы сеть (сообщество) развивалось, было успешным, ему необходимы  Идея, Продукты, Открытость, Активность, Толерантность, Успех любого участника
В коннективистском учебном процессе нет оценок, нет цели. Каждый участник преследует свою цель и решает свои проблемы в процессе общения, в этом же процессе рождаются некие продукты (посты, статьи,  и т.д.), а знания перепрофилируются. После курсов, как правило, группа активных участников продолжают общаться, развивают отношения, даже проводят совместные исследования.
Другими словами, целью курса является Развитие! Развитие сети через развитие каждого ее участника. А как развиваться и чему учиться, каждый определяет сам, иногда спонтанно.
Вот, я например, изучая блоги сокурсников, заинтересовалась ко всему прочему некоторыми гаджетами. Мои поиски привели меня к тому, что я теперь знаю как "Прожечь свой фид" и как настроить FeedBurner. Моя ближайшая мини-цель: настроить в блоге канал из твитера. Буду благодарна за подсказку.

Глоссарий